Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В рамках данной работы проведен анализ бизнес-процессов спортивных секций. Модернизация бизнес-процессов в данном направлении деятельности обусловлена ростом количества платных и финансируемых государством секций, необходимостью мониторинга наличия свободных мест и организации записи детей.
Изучение проблематики организации бизнес-процессов в спортивных секциях является достаточно хорошо изученным вопросом. В работе Каинова А.Н. «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» рассмотрены основные принципы организации набора детей в спортивные секции, оформления договоров. В работе Радченко М. Г. «Моделирование бизнес-процессов» рассмотрены особенности различных методологий построения моделей бизнес-процессов в различных предметных областях.
1.3. Идентификация бизнес-процессов подразделения
До настоящего времени не существует единой классификации или номенклатуры бизнес-процессов организаций. Наиболее часто выделяют три основные группы процессов:
Процессы менеджмента или управления;
Основные производственные (рабочие) процессы, создающие основную добавленную стоимость для организации и ценность для потребителя;
Вспомогательные процессы;
1.4. Аудит существующих бизнес-процессов подразделения и выявление неэффективного бизнес-процесса
На рисунке 3 приведена обобщённая карта взаимодействия бизнес-процессов организации.
Рисунок 3 - Обобщённая карта взаимодействия бизнес-процессов организации
Анализ бизнес-процессов спортивных секций показал неэффективность взаимодействия подразделений в рамках записи детей в спортивные секции (возможны ситуации, при которых при отсутствии передачи информации между различными сотрудниками проводится запись детей сверх профинансированного лимита).
Таким образом, совершенствование бизнес-процессов записи в спортивную школу связаны с внедрением механизма, обеспечивающего взаимодействие подразделений, оперативность передачи информации, формирование списков записанных и выбывших воспитанников.
1.5. Выбор метода реинжиниринга бизнес-процесса
Основной ролью реинжиниринга является достижении принципиальных улучшений деятельности за счет построение моделей, анализа, а также кардинального изменения существующих бизнес-процессов. Главной целью реинжиниринга является создание универсальной и максимально адаптированной к постоянно изменяющимся условиям рынка модели ведения бизнеса, а также методов, которые помогут ее выстроить.
В качестве метода реинжиниринга бизнес-процессов деятельности спортивной секции выберем построение моделей бизнес-процессов, определение узких мест и определение методов их совершенствования.
Выводы и результаты по главе 1
В рамка анализа технологии работы спортивных секций был определен список основных, вспомогательных бизнес-процессов. Выявлены недостатки, связанные с организацией записи детей в спортивные секции, требующие проведения реинжиниринга бизнес-процессов. Далее проведем моделирование бизнес-процессов в выбранной нотации, проведем определение узких мест, определим основные задачи реинжиниринга.
Глава 2. Моделирование бизнес-процессов
2.1. Выбор методологии моделирования бизнес-процессов
В качестве критериев сравнения указанных методологий выберем следующие критерии:
Принципы построения диаграммы / логика моделирования процесса;
Особенности описания процедуры моделирования бизнес-процесса;
Особенности моделирования входящих документов и входящих данных;
Особенности моделирования исходящих документов и исходящих данных;
Особенности моделирования поведения исполнителей;
Моделирование учета используемого оборудования;
Моделирование процессов контроля;
Моделирование обратных связей.
Также проведем сравнение инструментальных средств моделирования бизнес-процессов в указанных нотациях.
Сравнительный анализ методологий ARIS и IDEF приведен в таблице 1.
2.2. Разработка и анализ модели бизнес-процесса AS IS («Как есть»)
Далее проведем моделирование бизнес-процессов в соответствии с поставленными задачами. На рисунке 4 приведена контекстная диаграмма бизнес-процесса. Как показано на рисунке 4, входящие информационные потоки включают: заявления родителей, данные о секциях. Результирующие потоки включают: сформированные секции, отчетность по записи детей. На рисунке 5 приведена диаграмма декомпозиции основного процесса. Как показано на рисунке 5, основной процесс записи детей в спортивную школу включает:
- учёт секций;
- учёт контингента;
- формирование секций;
- формирование списков групп.
На рисунке 6 приведена диаграмма декомпозиции учета секций, на рисунке 7 – учета контингента. На этапе учета секций проводится комплектование групп, распределяется нагрузка тренеров, рассчитывается наполняемость групп.
2.3. Обоснование необходимости автоматизации бизнес-процесса
В ходе анализа бизнес-процессов записи детей в спортивную школу были определены следующие недостатки:
Отсутствуют возможности оперативного получения данных о свободных для записи местах в группы;
Отсутствуют возможности печати списков детей, записанных на секции;
Отсутствуют возможности формирования сводной отчетности по нагрузке тренеров.
Внедрение информационной системы обеспечит возможности:
- Ведения актуальной картотеки воспитанников;
- Получение информации о состоянии расчетов (в случаях посещения платных занятий);
- Возможности формирования аналитической отчетности.
2.4. Разработка модели бизнес-процесса TO BE («Как должно быть»)
Как было показано выше, совершенствование бизнес-процессов записи в спортивную секцию связано с внедрением информационной системы. На рисунке 9 приведена контекстная диаграмма, на рисунке 10 – диаграмма декомпозиции модернизированного бизнес-процесса.
2.5. Разработка требований к внедряемой ИС
1.1 Полное и краткое наименование системы
Полное наименование системы: Функциональная подсистема учета записи детей в спортивные секции.
Краткое наименование системы: «Спортивные секции»
1.2. Назначения и цели разработки
Программный продукт предназначен для поддержки бизнес-процессов спортивной школы, включающих:
ведение картотеки контингента;
учет секций, групп, тренеров;
формирование списков детей, записанных в группы;
формирование отчетности по записи детей в спортивную школу.
Задачи разработки ИС «Спортивная школа» включают:
1. Обеспечение возможности оперативного учета заявлений родителей на запись детей в спортшколу.
2. Обеспечение наглядности и структурности данных, удобства в работе с программной системой.
Для реализации указанных целей системы необходимо провести решение следующих задач:
1. Провести анализ специфики технологии учета договоров поставки продукции, разработать алгоритмы работы с информацией
2. Провести анализ используемого аппаратного обеспечения.
3. Провести выбор СУБД и среды реализации.
4. Разработать программный продукт
Система предназначена для использования в технологии учета договоров поставки продукции
1.3. Требования к функциональным характеристикам
2.6. Оценка эффективности реинжиниринга бизнес-процессов
Проведем оценку средств, необходимых для реализации проекта автоматизации.
1. Оценка трудовых затрат.
Для реализации проекта привлечены:
- Разработчик программного обеспечения;
- Специалист секретариата спортивной секции;
- Экономист.
Расчет сумм страховых взносов (30% фонда заработной платы):
S1 = 0.3*57320 = 17196 руб.
2. Учет оплаты за электроэнергию.
При работе над проектом предполагается использование компьютерной техники, установленной на рабочих местах специалистов.
Количество часов использования компьютерной техники составляет 150. Потребляемая мощность – 0,6кВт. Тариф за 1кВт*ч составляет 4 рубля.
Расходы на электроэнергию составляют:
S2 = 0.6*150*4 = 3600 руб.
Расходы на материалы, включающие бумагу, канцелярские товары, картриджи и др. зарезервированы в размере 10000руб.
Также необходимо приобретение лицензий на систему «1С: Предприятие» на необходимое количество рабочих мест на сумму 48000руб.
Таким образом, общая величина затрат на создание программного обеспечения составляет: 57320+17196+3600+10000+48000=136116 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной работы проведено разработан проект реинжиниринга бизнес-процессов для записи детей в спортивные секции. Рассмотрены вопросы:
анализ предметной области;
анализ деятельности спортивной школы;
моделирование бизнес-процессов;
постановка задач автоматизации спортивной школы;
выбор методов реинжиниринга;
определение функциональных требований к системе автоматизации записи детей в спортивные секции;
оценка экономического эффекта внедрения информационной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каинов, А.Н. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации / А.Н.Каинов. - Волгоград: Учитель, 2019. – 167с.
2. Кашаев, С.В. Программирование в 1С:Предприятие 8.3 / С.В. Кашаев. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 303с.
3. Катеринина, С. Ю. Корпоративные информационные системы. Работа на платформе "1С: Предприятие 8.3": учебное пособие / С.Ю. Катеринина. - Волгоград : ВолгГТУ, 2018. – 145с.
4. Радченко, М. Г. Моделирование бизнес-процессов / М.Г. Радченко, Е.Ю. Хрусталева. - Москва : Издательство 1С, 2016. – 926с.
5. Сурушкин, М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами: учебное пособие / М. А. Сурушкин. - Белгород : НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
6. Тагайцева, С. Г. Бизнес-аналитика : учебное пособие / С. Г. Тагайцева, Т. В. Юрченко. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. - 125 с
7. Баранников, Н. И. Современные проблемы проектирования корпоративных информационных систем / Н. И. Баранников, О. Г. Яскевич; ФГБОУ ВПО "Воронежский гос. технический ун-т". - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2014. - 237 с.